Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Культурно-образовательный проект «Этот век из вдохновенья, этот век из серебра»

Дата: 10 октября 2017 в 06:43
540 просмотров

С 2  по 30 октября ребята нашей школы участвуют в культурно-образовательном проекте «Этот век из вдохновенья, этот век из серебра», посвященный поэтам Серебряного века – юбилярам 2017 года.

         В период с 8 по 15 октября в рамках проведения республиканской Цветаевской недели, приуроченной к юбилею поэтессы,  учащиеся нашей школы выполняли творческие работы в различных жанрах. Учащиеся 11 класса посетили библиотеку, где для них было подготовлено мероприятие «По страницам цветаевских книг».  А учащиеся 10 класса соревновались в написании сочинений, которые они писали после знакомства с  «Открытым письмом детям», написанным Марией Цветаевой. Представляем Вам работу, признанную лучшей.

Сочинение-размышление, написанное после знакомства с «Открытым письмом детям» Марины Цветаевой

 Пути гениальных художников часто извилисты и порою напрямую связаны с путями истории страны. Имя  Марины Цветаевой составляет целую эпоху в поэзии 20 века. Сложная биография, нелёгкая судьба, литературные искания, изгнанническая доля. Она была поэтом трагического мироощущения, поэтому тема осмысления жизненного пути одна из ведущих. Всё дело в уровне художественной правды или, как говорил Ю. Домбровский, в градусе постижения истины.

         Во всех странах без исключения люди изучают и чтут своё прошлое, собирают по крупицам устные и письменные свидетельства очевидцев, берегут и передают из поколения в поколение драгоценные реликвии. Таким своеобразным раритетом для русского читателя стало «Открытое письмо к детям» эмигрантов (тем, кто говорит и думает по-русски) Марины Цветаевой, которая   всеми способами стремилась не потерять окончательных связей с Россией в изгнании, тяжело переживая разлуку с Родиной. Наверное, её многострадальной душе созвучна реплика  одного  из героев Набокова, который  говорил, что без «эмигрантской любви России – крышка. Там её не любят».

         Бедное, скудное пространство вокруг заключило её в свои беспощадные тиски. «…никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли». Наверное, это необходимое условие для всякого рода литературных поисков. Она обращается к детям с каким-то горьким торжеством. Начало заставляет насторожиться современных читателей, поскольку сам способ обращения к детям непривычен  и свидетельствует о  неординарности произведения. «Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, как мы». Когда же наконец удаётся постичь всю картину, созданную поэтессой в «Открытом письме…», то открывается масштабность написанного. Чувствуется, что Цветаева любит, ценит и уважает современное ей молодое поколение, поэтому ясно, искренне, без фальши обращается к Будущему, поэтому ставит ряд моральных выборов чётко, прямо, недвусмысленно. Предлагает ли в своём «Письме…» готовые решения? Трудно сказать. Каждый выбирает сам поступать по совести или уступать собственным недостаткам. «Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него  извлечь, если же невозможно – 2) прыгайте в него к нему как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого – или же на худой конец – не видьте смешного в смешном!» Через всё «Открытое письмо…» проходит мысль: хотя ханжество, трусость и мелочность существовали во все времена, всё-таки  человек умел всегда находить выход, если имел на то желание.  Цветаева определяет ориентиры, в которых спрятана сама Истина, истина человека, истина хранителя человеческой памяти. Определяет, отстаивает Истину  вопреки тем, кто считает гуманизм пороком, и тем, кто думает, что доброта – оскорбление, а терпимость – преступление. «Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У «всех» есть второе имя никто, и совсем нет лица: бельмо». Казалось бы, ничего нового, но каждое слово звучит свежо и неожиданно, имеет своё обаяние, покоряет искренностью, неподвластной ничему на свете. Оригинальность мышления в высшей степени присуща автору. Она пытается пробудить в юных душах доброе сердце и  твёрдость характера, честь и человеческое достоинство, моральные критерии измерения путей и перепутий и духовное сочувствие. «Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т.д.) Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно –сознания. После победы – протяните руку». Детские души не застывшие изваяния, а явление постоянно движущееся и формирующееся, если этот процесс остановится, наступит духовная смерть. «Письмо…» в какой-то степени пророческое, так как всё, что в нём высказано, передаёт ценность воспитания, которое должно опираться на мудрость и традиции. В «Письме…» встречаем не только точные формулировки, но и те, что уводят в мир философских размышлений посредством библейских аллюзий. То, что содержится в письме, её советы      молодым –  своеобразный Декалог, который является великим хранителем и двигателем человечности. Его ничем заменить нельзя, отменить невозможно.  Начинаешь задумываться о том, что какой невосполнимой потерей для человечества является исчезновение из  молодой души хотя бы одной моральной чёрточки, нравственной веточки. «Открытым письмом…» Цветаева пытается повысить уровень добра, добра в мире вообще и в душе каждого живущего, поэтому-то и явилось письмо, именно явилось, а не ворвалось, появилось, возникло. Автор пытается сосредоточиться на главном, выделить его и пройти мимо  мелкого, не нужного и не важного в жизни.

И тем не менее в «Письме…» явно чувствуется свобода, которая всегда присуща художникам слова, потому что М. Цветаева, даже поучая, не перестаёт быть творцом. «Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз». «Письмо…» не просто перечень советов или запретов, но настоящее художественное произведение. Здесь наблюдается любопытное явление русской поэзии, которое называется «зрительная рифма», улавливаемая лишь глазами:

— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!

— Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

         Обратим внимание, что письмо открытое, то есть каждый желающий мог воспользоваться им, читать в любом месте – сидя, лёжа, гуляя. В любой момент мог пробежать глазами, чтобы легко найти нужное место. Он мог читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту.  В каждом слове поэтесса передаёт своё понимание, дополняет его своими интонациями. Всё ею сказанное – результат многолетних размышлений, личного опыта,  потому есть внутреннее соотношение, связь между тем, что она говорит, обращаясь к молодым, и собственными переживаниями, требующими внутренней свободы. Чувствуется полновластность творчества, основанного на глубоком проникновении, на знании и понимании тех ценностей, с которыми  сталкивается душа. И чем глубже и шире это понимание, тем ярче встают, освещённые внутренним проникновением ценности, тем крепче, сильнее произведение.

Читая  строки «Письма», которые, к сожалению,  не попали к адресату, понимаешь, что они являются достоянием не только нашей литературы, но и общечеловеческой культуры. В связи с этим кажутся уместными строки Достоевского: «Величайшее из величайших назначений, уже созданных русскими в своём будущем, есть назначение общечеловеческое».

Творчество М. Цветаевой, крупнейшего поэта, хотя и с опозданием, заняло подобающее место в своём Отечестве. Однако многим произведениям предстоит ещё возвращение, знакомство со своими читателями.

                                                                                     Довгель Вадим

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.