Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

"Воспитательно-профилактическая работа классного руководителя для учащихся начальной школы и их родителей"

Дата: 17 ноября 2018 в 13:17

Воспитательно-профилактическая работа классного руководителя для учащихся начальной школы и их родителей»

Для  профилактики  противоправного поведения необходима с раннего детства система воспитательной работы по освоению правил поведения с опорой на чувственное познание. С первых дней жизни надо учить ребенка  правильно воспринимать мир: помогать ему открывать законы природы, человеческих отношений. Этому способствуют жанры народного творчества: колыбельные песни, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, сказки. (Пример сорока-ворона) При таком воспитании дети ненавязчиво усваивают правила человеческих отношений.

Подрастая, ребёнок начинает осваивать роли пассажира, покупателя, пациента и.т.п., знакомясь и соблюдая определенные правила. И вот наступает новый этап в жизни человека. Ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст (кризис семи лет).

         Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я». Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность.

Социальная ситуация развития. Поступая в школу, ребёнок в первый раз становится объектом учебной деятельности, эта деятельность значима для общества и оценивается обществом. Социальное взаимодействие «ребенок — взрослый» распадается на взаимодействие «ребёнок — близкий взрослый» и «ребёнок — социальный взрослый». Представитель общества, обладающий всеми его полномочиями, становится для ребёнка учителем. Он носитель социальных норм, правил, критериев оценки. Общественный характер правил и требований диктует обязательность их выполнения. Ведущая деятельность данного возрастного периода — учебная. Она предполагает, что ребёнок должен овладеть обобщенными способами действий в системе научных понятий.

Симптомы кризиса

  • Непослушание
  • Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр)
  • Не отвечает на просьбы
  • Упрямство, капризы
  • Не переносит критику
  • Копирование взрослых, подражание их манерам
  • Потеря спонтанности в поступках и словах

         Самой существенной чертой этого кризиса, по Выготскому, является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Во время кризиса происходит окончательное формирование воображения, образного мышления, произвольной памяти и внимания. В этом периоде ребёнок выстраивает для себя систему, по которой он определяет что есть «добро», а что есть «зло». Эту систему он строит на основании внешних факторов среды, своих внутренних чувств и социальных отношениях. Ребёнок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом возрасте начинает формироваться самооценка, ребёнок осознает себя как отдельную личность не только в семье, но и социуме, он осознает свое место в обществе.

В этом возрастном кризисе остро стоит проблема психологической готовности и адаптации ребёнка к школе.

С приходом ребенка в школу в его жизни начинается новый период. Торжественная линейка, красивая школьная форма, первый звонок делают его школьником только внешне. Осознание себя в роли ученика, становление нового образа жизни, вхождение в классный коллектив займут определенный период времени. Этот период адаптации к школе переживают все дети. Вне зависимости от возраста — и в шесть, и в семь лет — каждый из них сталкивается с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением требований, которые теперь к ним предъявляются. Для преодоления  этих трудностей психологи и педагоги разработали замечательный курс – «Введение в школьную жизнь».

Главная цель курса  — оказание психологической помощи ребенку на пороге школьной жизни, создание благоприятных, щадящих условий для перехода детей на новый возрастной этап.

 Содержание курса и технология обучения на уроках направлены на то, чтобы помочь ребенку осознать смысл его новой социальной позиции: качественно новую систему взаимодействия со взрослыми, сверстниками и самим собой. Поскольку адаптационный период длится у детей по-разному, минимум один месяц, курс “Введение в школьную жизнь” рассчитан на четыре учебные недели. Сокращать его до 2—3 учебных недель нецелесообразно. Каждый учебный день направлен  на формирование учебной деятельности  и  коммуникативных умений. Понятие учебной деятельности и учения не равнозначны. Учение – это форма приобретения знаний. Учебная деятельность – деятельность по самоизменению, саморазвитию.

Организация учебного процесса в этот сложный адаптационный период позволяет каждому ребенку проанализировать свой собственный жизненный опыт, изменения в образе жизни. Ребенок учится быть внимательным к себе самому, своему состоянию, своим проблемам и трудностям, если они есть. Данный подход не подавляет индивидуальность школьников, их мысли и чувства, а, наоборот, открывает простор для раскрытия духовных сил детей.

Адаптации к школьной жизни способствует и знакомство с новым видом деятельности — учебным. Для успешного овладения учебным материалом детей предварительно необходимо обучить специальному учебному взаимодействию с учителем и одноклассниками. Поэтому в первые двенадцать дней школьники приобретают опыт успешных действий в разных учебных ситуациях, из которых обычно складывается школьная жизнь. Дети вводятся в новую систему взаимоотношений, учатся различать формы поведения в ситуациях, связанных со сменой партнеров взаимодействия (индивидуальное действие, хоровое действие всего класса, действие в малой группе из 2—6 человек), и в ситуациях, связанных с разными типами учебных задач.

Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правилосообразным (школьным) и «неправильным» (дошкольным) поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое. НОРМА это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов. Чтобы помочь ребенку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен набор допустимых образцов в пределах данной нормы. Чтобы помочь ребенку выполнить норму, недостаточно ее сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты.

Школьные правила поведения вводятся не путем учительских указаний, а через игру. Дети знакомятся со знаками “Поднятая рука”, “Мы готовы”, “Хор”, “+”, “-”, “?” и учатся ими пользоваться. Это помогает решить вопросы дисциплины на уроках, вырабатывает единый режим работы школьников. Ребенок учится быстрее включаться в работу, критично относиться к своему труду, внимательно выслушивать своих товарищей, организовывать свою деятельность.

Важно научить ребенка не только строить отношения со сверстниками и взрослыми, но и с самим собой. Для этого, на протяжении всей начальной школы, учитель должен формировать у учащихся самооценку и продолжать работу по формированию коммуникативных умений.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.