ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке регулирования конфликта интересов
в Государственном учреждении образования
«Средняя школа №11 г. Борисова»
1. Общие положения.
1.1. Настоящим Положением о порядке регулирования конфликта интересов в Государственном учреждении образования «Средняя школа №11 г. Борисова» (далее - Положение) определяется перечень ситуаций потенциальных реальных конфликтов интересов, общая профилактика конфликтов интересов, механизм поведения должностного лица в случае возникновения конфликта интересов, а также процедуры принятия мер по предотвращению урегулирования конфликта интересов.
- Настоящее Положение предназначено для применения
государственными должностными лицами и лицами, приравненными к государственным должностным лицам при организации и осуществлении повседневной деятельности Государственном учреждении образования «Средняя школа №11 г. Борисова» (далее - Учреждение) в соответствии с прилагаемым списком. (Приложение 1).
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Положением об Государственном учреждении образования «Средняя школа №11 г. Борисова» от 3.06.2019 №271, локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
1.4. Управление конфликтом интересов в Учреждении строится на следующих принципах:
обязательность раскрытия сведений о реальном и потенциальном конфликте интересов;
индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка репутационных и иных рисков Учреждения по каждому конфликту интересов;
строгая конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и его урегулирования;
соблюдение баланса интересов Учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов; защита работника от преследования, в связи с сообщением о конфликте интересов.
1.5. В настоящем Положении применяются следующие основные термины и их определения:
высшее руководство – директор учреждения, заместители директора учреждения, руководители структурных подразделений;
государственное должностное лицо – для Учреждения – работник Учреждения, который постоянно или временно либо по специальному полномочию занимает в Учреждении должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных обязанностей, согласно прилагаемому списку. (Приложение 1);
документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве;
имущественные интересы – реальная или потенциальная имущественная выгода – получение наличных или безналичных денежных средств, начисление дивидендов по акциям и процентов по банковским счетам, увеличение стоимости имеющегося в собственности движимого или недвижимого имущества, приобретение нового имущества, получение услуг имущественного характера и имущественных прав и т.п.;
конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе);
личный интерес – свойство субъекта, выступающее в качестве побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в любой сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими устремлениями, представлениями, целями, составляющее преимущественное содержание мыслей, речей, забот индивида, являющееся благом для него, удовлетворяющее его нужды, потребности и служащее ему на пользу;
лица, приравненные к государственным должностным лицам – для Учреждения–работники Учреждения, которые не являются государственными должностными лицами, но в силу занимаемой должности или на основании полученной доверенности уполномочены на совершение юридически значимых действий;
неимущественные интересы – получение различных нематериальных благ в сфере здоровья, достоинства личности, личной неприкосновенности, чести и доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны и др.;
потенциальный конфликт интересов – ситуация, при которой должностное лицо в случае исполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов;
реальный конфликт интересов – ситуация, при которой должностное лицо фактически исполняет служебные обязанности, которые находятся в сфере влияния его личных интересов;
руководство – высшее руководство Учреждения, руководители структурных подразделений и направлений деятельности;
докладная записка – документ, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса (просьбы, фактов) с выводами и предложениями автора, адресованный руководству Управления или руководителю структурного подразделения, а также руководителю направления деятельности (групп, секторов и т.п.);
близкие родственники – родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;
свойственники – близкие родственники супруга (супруги).
- В настоящем Положении используются следующие сокращения:
ГДЛ – государственное должностное лицо;
ЛПГДЛ – лицо, приравненное к государственному должностному
лицу.
1.7. Ответственность за соблюдение ГДЛ и ЛПГДЛ антикоррупционных ограничений и иных запретов и ограничений, связанных с занятием должностей ГДЛ и ЛПГДЛ несут сами ГДЛ, ЛПГДЛ, а также руководители структурных подразделений (направлений деятельности), в которых работают указанные лица.
1.8. Ответственность за:
своевременное оформление документов, содержащих перечень антикоррупционных ограничений (обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (в действующей редакции) (далее по тексту - Закон)), несет инспектор по кадрам (в его отсутствие, лицо, его заменяющее, назначенное приказом директора) Учреждения;
своевременное рассмотрение поступивших материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов несет председатель комиссии по противодействию коррупции;
своевременность и полноту осуществления профилактических мероприятий по предотвращению возникновения конфликтов интересов несут руководители структурных подразделений (направлений деятельности), инспектор по кадрам (в его отсутствие лицо, его заменяющее, назначенное приказом директора) Управления;
учет подарков, получаемых ГДЛ, в связи с исполнением служебных обязанностей (в том числе сувениров стоимостью свыше пяти базовых величин, получаемых ГДЛ на протокольных и иных официальных мероприятиях), несет главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера) Управления по образованию Борисовского районного исполнительного комитета.
Контроль за соблюдением ГДЛ антикоррупционных ограничений и иных запретов и ограничений, связанных с занятием должностей ГДЛ, осуществляют руководители структурных подразделений (направлений деятельности), комиссия по противодействию коррупции, инспектор по кадрам (в его отсутствие, лицо, его заменяющее, назначенное приказом директора) Учреждения.
- Перечень ситуаций конфликтных интересов.
2.1. Непосредственная служебная подчиненность или подконтрольность ГДЛ своему супругу (супруге), близкому родственнику или свойственнику.
2.2. Осуществление ГДЛ государственно-властных полномочий, контрольных, надзорных, лицензирующих функций в отношении предприятий (организаций) различных форм собственности, в уставном фонде которой у него имеется доля участия либо в которой учредителями, руководителем или главным бухгалтером являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники.
2.3. Наличие у ГДЛ доли участия в уставном фонде коммерческого предприятия либо близкого родства или свойства с учредителями, руководителем, главным бухгалтером этого предприятия, если это лицо принимает решение (участвует в принятии решения) о заключении с предприятием хозяйственного договора (например, является членом конкурсной комиссии (при осуществлении закупок), дает оценку соответствия конкурсного предложения техническому заданию, визирует проект договора и т.д.).
2.4. Наличие у ГДЛ, являющегося членом комиссий для проведения закупок (государственных, за счет собственных средств), конкурсной комиссии по проведению подрядных торгов, заинтересованности в результатах закупок:
в случае подачи им предложения на участие в закупках;
при вхождении его в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в, процедуре закупки;
в случае возможности оказания на него влияния со стороны потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если он является участником, учредителем (собственником имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2.5. Выполнение ГДЛ иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой оно осуществляет либо может осуществлять государственно-властные полномочия, управленческие, контрольные, надзорные и иные служебные функции.
2.6. Выполнение ГДЛ функций представителя государства в органах управления хозяйственного общества, в уставном фонде которого оно имеет долю участия (в котором учредителями, руководителем или главным бухгалтером являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники).
2.7. Планируемое трудоустройство ГДЛ в организацию, в отношении которой это лицо принимает или может принимать решения по службе.
2.8. Принятие ГДЛ решения (согласование решения) о приеме на работу лица, которое является его супругом (супругой), близким родственником или свойственником.
2.9. Участие ГДЛ в аттестации работника, который является супругом (супругой), близким родственником или свойственником должностного лица.
3. Требования к мерам профилактики конфликта интересов.
3.1. С целью профилактики конфликта интересов для должностного лица, занимающего должность ГДЛ, установлены определенные ограничения. ГДЛ не вправе осуществлять следующие действия:
занятие ГДЛ предпринимательской деятельностью;
оказание содействия супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием служебного положения;
представление интересов третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью Управления, работником которого является ГДЛ;
участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными действующими законодательными актами Республики Беларусь;
использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию этих государственных должностных лиц.
- С целью профилактики конфликта интересов в отношении ГДЛ
предусматриваются следующие мероприятия:
совершенствование организационно-кадровой структуры Управления в целях исключения совместной работы лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если данная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому.
уточнение и оптимизация должностных (служебных) обязанностей
ГДЛ;
установление эффективной системы контроля за исполнением ГДЛ
своих должностных (служебных) обязанностей, соблюдением предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь запретов и ограничений;
ведение системы обязательного учета подарков, получаемых ГДЛ в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей (в том числе сувениров стоимостью до пяти базовых величин, получаемых ГДЛ на протокольных и иных официальных мероприятиях).
заблаговременное предоставление членам Учреждения о повестке дня заседания, в целях обнаружения ими потенциальных конфликтов интересов с их участием.
проведение просветительской работы, направленной на распространение знаний о конфликтах интересов, их возникновении, порядке их предотвращения и урегулирования.
3.3. Просветительская работа проводится заместителем директора Учреждения, членами комиссии по противодействию коррупции, инспектора по кадрам (в его отсутствие, лицом, его заменяющим, назначенным приказом директора) Учреждения:
регулярно, до назначения на должность ГДЛ (в том числе в ходе профессиональной подготовки лиц, входящих в кадровые реестры, а также иных лиц, претендующих на занятие должности ГДЛ);
дополнительно, при назначении на должность ГДЛ (при заключении трудового договора (контракта));
регулярно, в период работы в должности ГДЛ (в том числе при повышении квалификации).
В ходе просветительской работы осуществляется следующие:
вручение ГДЛ и лицу, претендующему на занятие должности ГДЛ, под роспись письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона;
вручение ГДЛ и лицу, претендующему на занятие должности ГДЛ, под роспись Памятки должностному лицу Учреждения, являющемуся ГДЛ, а также лицу, к ЛПГДЛ об основных нормах антикоррупционного законодательства Республики Беларусь (Закон в действующей редакции);
ознакомление ГДЛ под роспись с перечнем ситуаций потенциального конфликта интересов;
проведение лекций, семинаров, тренингов, консультаций;
распространение листовок, памяток, письменных рекомендаций, других методологических материалов;
размещение необходимой информации в средствах массовой информации, на информационных стендах Учреждения, в локальной компьютерной сети Управления.
- Требования к информации о возникновении конфликта интересов.
4.1. Обязанности по предотвращению и урегулированию конкретных
конфликтов интересов возлагаются на самих ГДЛ – участников конфликтов, руководителей структурных подразделений (направлений деятельности), инспектора по кадрам (в его отсутствие, лица, его заменяющего, назначенного приказом директора учреждения) Учреждения, главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) Управления по образованию Борисовского районного исполнительного комитета, комиссию по противодействию коррупции.
- Сведения о конфликтах интересов с участием конкретных ГДЛ
могут быть получены:
от самих ГДЛ, руководителей их структурных подразделений (направлений деятельности);
из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации;
в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах должностного лица и выполняемых им служебных обязанностях;
из других источников.
4.3. Комиссия по противодействию коррупции осуществляет координацию деятельности по выявлению конфликтов интересов.
4.4. ГДЛ самостоятельно устанавливает наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и незамедлительно докладной запиской уведомляет своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого находится, о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.
4.5. ГДЛ при уведомлении о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов вправе в докладной записке заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов.
4.6. Руководители структурных подразделений (направлений деятельности), председатель комиссии по противодействию коррупции, главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера) Управления по образованию Борисовского районного исполнительного комитета, инспектор по кадрам (в его отсутствие, лицо, его заменяющее, назначенное приказом директора Учреждения при выявлении наличия признаков реального или потенциального конфликта интересов как в своей деятельности, так и в деятельности иных ГДЛ, незамедлительно докладной запиской уведомляют начальника управления о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.
4.7. В докладной записке подробно указывается суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, отношение ГДЛ к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы), значимость конфликта интересов.
4.8. Непосредственный руководитель ГДЛ по получении докладной записки о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов:
регистрирует полученную докладную записку в Журнале учета сообщений о возникновении конфликтов интересов, находящемся у секретаря (форма в Приложении 2), в установленном порядке;
в случае необходимости отклоняет заявленный ГДЛ самоотвод и письменно обязывает его совершить соответствующие действия по службе (работе);
доводит докладной запиской до сведения начальника управления о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного ГДЛ самоотвода, к докладной записке приобщает докладную записку ГДЛ и дополнительные материалы, характеризующие суть конфликта интересов.
4.9. Начальник управления по получению материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов принимает незамедлительное решение о его предотвращении (урегулировании), либо, при необходимости, направляет материал для проведения дополнительной проверки в комиссию по противодействию коррупции.
4.10. Комиссия по противодействию коррупции в 3-хдневный срок осуществляет необходимые проверочные мероприятия, после чего направляет материал со своими рекомендациями начальнику управления.
- Порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов.
5.1. Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимает начальник управления следующим образом:
вручение ГДЛ письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
отстранение ГДЛ от совершения действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать у него конфликт интересов:
исключение ГДЛ из состава комиссии или рабочей группы;
запрещение ГДЛ принимать участие в голосовании, сохранив право на участие в обсуждении;
запрещение визирования конкретного документа, поручив это другому
должностному лицу;
временно, на период урегулирования конфликта интересов, ограничение ГДЛ доступа к определенным сведениям и другое.
Перевод ГДЛ в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность.
Внесение изменений (постоянных или временных) в должностные обязанности ГДЛ в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь, в том числе возможность исполнения на новом рабочем месте прежних должностных обязанностей в порядке совмещения; принятие иных мер, в соответствии действующим законодательством Республики Беларусь.
5.2. В целях предотвращения (урегулирования) конфликта интересов ГДЛ вносит предложение:
отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов;
отказаться от занятия предпринимательской деятельностью;
уволиться по соглашению сторон, если конфликт интересов носит постоянный и неустранимый характер.
5.3. В случае отказа ГДЛ от принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, он подлежит перемещению на иную должность (при наличии таковой), устраняющую действие конфликта интересов или же подлежит увольнению в соответствии с действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
Разработал:
заместитель директора
по учебной работе Л.В.Козлова
Приложение 1
СПИСОК
государственных должностных лиц и приравненных к ГДЛ
управления по образованию Борисовского райисполкома
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество ГДЛ, приравненного к ГДЛ лицо |
Занимаемая должность |
Приложение 2
Форма журнала
учёта сообщений о возникновении конфликта интересов (КИ)
№ п/п |
Дата поступления обращения |
Лицо, представив шее сообщение |
Лицо, у которого возник КИ |
СП |
Содержание КИ |
Принятое решение |
Дата принятия решения |
Журнал учета сообщений о возникновении конфликта интересов (КИ)