Организация работы факультативных занятий: достижения и трудности
Во всем мне хочется
дойти до самой сути…
Б. Пастернак
Когда речь заходит об обучении, на память приходят слова французского преподавателя литературы и философии, профессора, писателя и политического деятеля Жозефа Фарба: «Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему?», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы».
Из проведенного анкетирования видно, что в нашем учреждении:
-ребята положительно относятся к факультативным занятиям;
-хотят расширить свои знания по предметам;
- желают с помощью факультативных занятий успешно сдать экзамены, ЦТ;
- посещают их с интересом.
А также вы обратили внимание, что наше учреждение в 2016/2017 учебном году находится на 5 месте среди 17 городских школ по результатам поступления в учреждения высшего образования.
Таким образом, можно сказать, что в нашей школе сложилась определенная модель организации факультативных занятий. Существующая модель организации факультативных занятий применяется в любом звене школы – от начальных классов до старшей ступени обучения
Работа по формированию факультативных групп начинается в начале мая, когда руководство школы даёт поручение классным руководителям провести изучение интересов и запросов учащихся по изучению предметов через факультативные занятия в следующем учебном году. В это же время учителя-предметники, ведущие факультативные занятия, разрабатывают презентации своих факультативов. В середине мая классные руководители проводят по утверждённому заместителем директора плану совместные классные собрания учащихся и родителей, на котором присутствуют учителя-предметники со своими презентациями факультативных занятий и до 15 мая сдают заместителю директора заявления родителей на зачисление учащихся в состав факультативных групп. Руководство школы до 20 мая составляет предварительную педагогическую нагрузку.
Модель организации факультативов в начальной школе отличается только большим участием психологической службы школы в оказании помощи учащимся начальных классов в выборе факультативных занятий, так как сами учащиеся осознанно выбор сделать еще не могут. Психолог школы совместно с учителем (или совместно с родителями) начальных классов проводят диагностику способностей и склонностей ребенка, и, в соответствии с полученным результатом, дают рекомендации родителям по выбору факультатива.
Однако существуют ряд проблем, которые выявлены при анализе данного опроса:
- только 9 % учащихся частично удовлетворены своими запросами;
- только 31% учащихся определили для себя интересную тематику факультативных занятий.
Почему возникли данные проблемы?
- Требования Санитарных норм и правил (в редакции постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от25.11.2014 №78) к максимальной учебной нагрузке.
Ребята 5,7, 8 классов могут выбрать только 1 факультатив.
- Направленность поступления учащихся на технические специальности.
В 9-х классах нашего учреждения многие учащиеся хотели бы приобрести технические специальности, а также в поступить в лицей на физико-математический и химико-биологический профили.
3. Загруженность учащихся.
В нашем 10 классе обучаются 20 учащихся, 10 из которых занимаются такими видами спорта, как плавание, вольная борьба, тяжелая атлетика и футбол. Все они загружены: с 7.00 до 9.00 у них 1 тренировка, потом с 9.00 до 15.00 они обучаются в школе, а с 16.00 еще одна тренировка. Заниматься на факультативных занятиях они не могут, поэтому для них организованы поддерживающие занятия. Но в данном классе организован факультатив «Культура речи», который посещают другие ребята из этого класса.
Все учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями, уровнями познавательного самоопределения; различны предпочтения школьников разных лет обучения. В силу указанных причин на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью. Исходя из этого, методисты предлагают следующие цели:
-подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
-подготовка школьников к олимпиадам;
-формирование профориентационной компетентности учащихся;
-общекультурное развитие учащихся;
-приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
-коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Давайте рассмотрим, какие факультативные занятия нам предлагает Министерство образования Республики Беларусь, и сравним с учебной программой:
Класс |
Факультативное занятие |
5 |
Кладовая слов русского языка |
6 |
Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов* |
7 |
Поэтические гимны морфологии |
8 |
От значенич к написанию |
9 |
Секреты синтаксиса и пунктуации* |
10 |
Культура речи Функциональная стилистика русского языка |
11 |
Современная риторика: основы речевого общения |
В 2016 году разработаны еще несколько факультативов по русскому языку:
-“Обобщающий курс” для 9 класса и 10-11 классов;
-“ На уроках и после уроков” (10-11 классы филологической направленности для лицеев и гимназий);
-“Правильность речи”;
-“Языковые и речевые нормы”;
-“Русский язык в алгоритмах”
(11 класс физико-матемитечкеской и химико-биологической направленнсти для лицеев и гимназий).
При сравнении целей, предложенных методистами, и содержанием факультативных занятий, утвержденным Министерством образования, можно заметить, что они далеко не всегда совпадают.
Отсюда можно выделить еще одну проблему -
- Несовпадение целей и содержания.
Также часто не наблюдается преемственности между содержанием факультативных занятий и содержанием учебных программ.
5.Преемственность.
Все мы прекрасно понимаем, что для организации и проведения факультативных занятий очень важно всем заинтересованным в результате учебной деятельности знать: как учить, чтобы преодолеть все эти проблемы.
Для этого вначале рассмотрим основные различия урока и факультативного занятия:
Сравнение урока и факультативного занятия предметной направленности
Признаки для сравнения |
Организационная форма обучения |
|
Урок |
Факультативное занятие предметной направленности |
|
Статус в учебном плане школы |
Обязательные занятия |
Дополнительные занятия |
Целевой ориентир |
Общеобразовательная подготовка учащихся |
Подготовка по предмету на повышенном уровне |
Содержание обучения |
Определяется программой базового уровня |
Определяется программой факультативного занятия |
Уровень учебной мотивации |
Не всегда высокий |
Как правило, высокий, поскольку соответствует выбору учащегося |
Программы и учебные пособия |
Государственные программы, пособия |
Возможно использование авторских программ и учебных пособий |
Формы и методы работы |
Традиционные |
Групповая, парная работа, активные и интерактивные |
Оценивание учебных достижений учащихся |
Выставляются отметки |
Безотметочное обучение, применяются содержательная оценка средства и процедуры самооценки |
Время проведения |
В основной сетке часов |
Вне основного расписания |
Давайте определим организационно-методические особенности факультативных занятий и рассмотрим некоторые из них:
Организационно-методические особенности факультативных занятий по предмету:
- безотметочное обучение;
- акцент на самоанализ и самооценку;
- высокий уровень самостоятельности;
- предпочтение поисковым методам и исследованиям;
- организация интерактивного общения и взаимообучения;
- высокий уровень обобщения;
- формирование опыта практического использования знаний;
- формирование опыта работы с информацией;
расширение опыта познавательной деятельности и развитие познавательного интереса и др.
Итак, факультативное занятие не урок, поэтому требуются другие формы и виды работы, которые направлены на развитие исследовательских, аналитических и творческих компетенций учащихся. А следовательно, большое значение мы должны уделять самостоятельной деятельности наших учащихся.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень — простейшая воспроизводящая самостоятельность.
Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.
Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.
Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ.
Третий уровень самостоятельности — частично-поисковая самостоятельность. Учащийся на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности — умеет проводить сравнение, анализ, синтез. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность и на этом уровне присутствуют элементы творчества.
Четвертый уровень самостоятельности — это творческая самостоятельность, где в наибольшей степени развиваются творческие способности учащихся.
Каждый преподаватель стремится поднять учащихся до 4 уровня.
В своей работе следует уделять большее внимание групповой и парной форме работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.
К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а “требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.
Также следует применять активные и интерактивные формы и методы работы, различные электронные средства обучения.
Факультативное обучение, как известно педагогам, должно быть безотметочным. Существует точка зрения, что для обеспечения мотивации и активности учащихся не нужна внешняя балльная оценка их деятельности и индивидуальных результатов, а с другой стороны - в связи с отказом от такой оценки педагог лишается важного инструмента влияния на обучаемых. Это противоречие легко разрешается, если принять тезис, что с уходом от отметок оценивание остается. Процесс оценивания учащимся собственной деятельности поведения и своих образовательных продуктов имеет очень большое педагогическое значение: во-первых, на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность; во-вторых, повышается учебно-познавательная активность учащегося; в-третьих, учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций современного человека.
Должна преобладать не внешняя оценка учебных достижений, а самооценка учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний. Оценочная деятельность осуществляется на основе эталонов результата, а также самого образовательного процесса. Эти эталоны могут быть внешними по отношению к ученикам или выработанными ими на занятии. В процессе оценочной деятельности учащиеся учатся соотносить конечные результаты, промежуточные этапы и выполняемые им действия с эталонами: целями, схемами, алгоритмами, планами, образцами объектов и процессов, ответами, принципами, точками зрения, подходами. Их должен получить каждый учащийся, или критерии вырабатываются совместно на самом занятии.
Существует ряд дидактических средств, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.
«Оценочный лист»
Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой вписаны учебные элементы темы
Учебные элементы |
Не знаю |
Знаю |
Понимаю |
Могу объяснить другим людям |
Мои выводы:_______________________________________________________
«Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решения задач и т.п.)»
Предлагается оценить свои умения, что учащийся делает в процессе заполнения таблицы.
Учебные умения |
Владею |
Не владею |
Мои выводы:_______________________________________________________
«Мои образовательные достижения»
Ученику предлагается вести дневник, в котором,в частности, он может записывать, чего он достиг при изучении факультативного предмета
Образовательные достижения |
Дата |
Краткие характеристики достижений |
Мои планы:________________________________________________________
«Презентация учащимися образовательных продуктов»:
проектов исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решенных задач и т.п.
В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.
«Работаем над критериями»
Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т.п.
«Эталонный продукт»
Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащимся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.
«Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся»
Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.
«Похвала»
Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддерживать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.
«Сравнение личных образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами»
Технология эвристического обучения, педагогических мастерских включают этап соотнесения того, что сделал сам ученик с устоявшимися общепринятыми достижениями общечеловеческой культуры. При этом через призму этих достижений учащийся оценивает свои образовательные результаты и деятельность, которая была направлена на их получение.
«Выставки и конференции»
Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся творческой деятельности.
Итак, на факультативных занятиях мы стремимся развивать самостоятельность и творческое мышление наших учащихся, а это можно осуществить через компетентностный подход к обучению.