Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Организация работы факультативных занятий: достижения и трудности

Дата: 18 мая 2017 в 08:36

                                   

                 Организация работы факультативных занятий: достижения и трудности

                                                                                  Во всем мне хочется

                                                                                                                   дойти до самой сути…

                                                                                                                                              Б. Пастернак

Когда речь заходит об обучении, на память приходят слова французского преподавателя литературы и философии, профессора, писателя и политического деятеля Жозефа Фарба: «Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему?», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы».

 Из  проведенного анкетирования видно, что в нашем учреждении:

-ребята положительно относятся к факультативным занятиям;

-хотят расширить свои знания по предметам;

- желают с помощью факультативных занятий успешно сдать экзамены, ЦТ;

- посещают их с интересом.

А также вы обратили внимание, что наше учреждение  в 2016/2017 учебном году находится на 5 месте среди 17 городских школ по результатам    поступления    в учреждения высшего образования.

Таким образом, можно сказать, что в нашей школе  сложилась определенная модель организации факультативных занятий. Существующая  модель организации факультативных занятий  применяется в любом звене школы – от начальных классов до старшей ступени обучения

 Работа по формированию факультативных групп начинается в начале  мая, когда руководство школы даёт поручение классным руководителям провести изучение интересов и запросов учащихся по изучению предметов через факультативные занятия в следующем учебном году. В это же время учителя-предметники, ведущие факультативные занятия, разрабатывают презентации своих факультативов. В  середине мая  классные руководители проводят по утверждённому заместителем директора плану совместные классные собрания учащихся и родителей, на котором присутствуют учителя-предметники со своими презентациями факультативных занятий и до 15 мая сдают заместителю директора  заявления родителей на зачисление учащихся в состав факультативных групп. Руководство  школы до 20 мая составляет предварительную педагогическую нагрузку. 
           Модель организации факультативов в начальной школе отличается только большим участием психологической  службы школы в оказании помощи учащимся начальных классов в выборе факультативных занятий, так как сами учащиеся осознанно выбор сделать еще не могут. Психолог школы совместно с учителем (или совместно с родителями) начальных классов проводят диагностику способностей и склонностей ребенка, и, в соответствии с полученным результатом, дают рекомендации родителям по выбору факультатива. 
             Однако существуют ряд  проблем, которые  выявлены при  анализе данного опроса:

- только 9 % учащихся частично удовлетворены своими запросами;

- только 31% учащихся определили для себя интересную тематику факультативных занятий.

Почему возникли данные проблемы?

  1. Требования Санитарных норм и правил (в редакции постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от25.11.2014 №78) к  максимальной учебной нагрузке.

Ребята 5,7, 8 классов могут выбрать только 1 факультатив.

  1. Направленность поступления учащихся   на технические специальности.

В 9-х классах нашего учреждения многие учащиеся   хотели бы приобрести технические специальности,  а также в  поступить в лицей на физико-математический и химико-биологический профили.

 3. Загруженность учащихся.

В нашем 10 классе обучаются 20 учащихся, 10 из которых  занимаются такими видами спорта, как плавание, вольная борьба, тяжелая атлетика и футбол. Все они загружены: с 7.00 до 9.00 у них 1 тренировка, потом   с 9.00 до 15.00 они обучаются в школе, а  с 16.00 еще одна тренировка.  Заниматься на факультативных занятиях они не могут, поэтому для них организованы поддерживающие занятия. Но в данном классе организован факультатив «Культура речи», который посещают другие ребята из этого класса.

           Все учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями, уровнями познавательного самоопределения; различны предпочтения школьников разных лет обучения. В силу указанных  причин на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью. Исходя из этого,  методисты предлагают следующие цели:

-подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;

-подготовка  школьников к олимпиадам;

-формирование профориентационной компетентности учащихся;

-общекультурное развитие учащихся;

-приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся.

           Давайте рассмотрим, какие факультативные занятия нам предлагает  Министерство образования Республики Беларусь,  и сравним с  учебной программой:

Класс

Факультативное занятие

5

Кладовая слов русского языка

6

Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов*

7

Поэтические гимны морфологии

8

От значенич к написанию

9

Секреты синтаксиса и пунктуации*

10

Культура речи

Функциональная стилистика русского языка

11

Современная риторика: основы речевого общения

     В 2016 году  разработаны еще несколько  факультативов по русскому языку:

-“Обобщающий курс” для 9 класса и 10-11 классов;

-“ На уроках и после уроков” (10-11 классы филологической направленности для лицеев и гимназий);

-“Правильность речи”;

-“Языковые и речевые нормы”;

-“Русский язык в алгоритмах”

(11 класс физико-матемитечкеской и химико-биологической направленнсти для лицеев и гимназий).

При сравнении целей, предложенных методистами,  и содержанием факультативных занятий, утвержденным Министерством образования,  можно заметить, что они далеко не всегда совпадают.

 Отсюда можно выделить еще одну проблему  -

  1. Несовпадение целей и содержания.

Также часто не наблюдается преемственности между содержанием факультативных занятий и содержанием учебных  программ.

5.Преемственность.

Все мы прекрасно понимаем, что для организации и проведения факультативных занятий очень важно всем заинтересованным в результате учебной деятельности знать: как учить, чтобы преодолеть все эти проблемы. 

         Для этого вначале рассмотрим основные различия урока и факультативного занятия:

       Сравнение урока и факультативного занятия предметной направленности

Признаки для сравнения

Организационная форма обучения

Урок

Факультативное занятие предметной направленности

Статус в учебном плане школы

Обязательные занятия

Дополнительные занятия

Целевой ориентир

Общеобразовательная подготовка учащихся

Подготовка по предмету на повышенном уровне

Содержание обучения

Определяется программой базового уровня

Определяется программой факультативного занятия

Уровень учебной мотивации

Не всегда высокий

Как правило, высокий, поскольку соответствует выбору учащегося

Программы и учебные пособия

Государственные программы,  пособия

Возможно использование авторских программ и учебных пособий

Формы и методы работы

Традиционные

Групповая, парная работа, активные и интерактивные

Оценивание учебных достижений учащихся

Выставляются отметки

Безотметочное обучение, применяются содержательная оценка средства и процедуры самооценки

Время проведения

В основной сетке часов

Вне основного расписания

         Давайте определим организационно-методические особенности факультативных занятий и рассмотрим некоторые из них:

Организационно-методические особенности факультативных занятий по предмету:

  • безотметочное обучение;
  • акцент на самоанализ и самооценку;
  • высокий уровень самостоятельности;
  • предпочтение поисковым методам и исследованиям;
  • организация интерактивного общения и взаимообучения;
  • высокий уровень обобщения;
  • формирование опыта практического использования знаний;
  • формирование опыта работы с информацией;

расширение опыта познавательной деятельности и развитие познавательного интереса и др.

          Итак, факультативное  занятие не урок, поэтому требуются  другие формы и виды работы, которые направлены на развитие исследовательских, аналитических и творческих компетенций учащихся. А следовательно, большое значение мы должны уделять самостоятельной деятельности наших учащихся.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.

 Первый уровень — простейшая воспроизводящая самостоятельность.
Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.

Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.

Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ.

Третий уровень самостоятельности — частично-поисковая самостоятельность. Учащийся на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности — умеет проводить сравнение, анализ, синтез. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность и на этом уровне присутствуют элементы творчества.

Четвертый уровень самостоятельностиэто творческая самостоятельность, где в наибольшей степени развиваются творческие способности учащихся.

Каждый преподаватель стремится поднять учащихся до 4 уровня.

         В своей работе следует  уделять большее внимание  групповой и парной форме работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

         К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а “требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.

         Также следует применять активные и интерактивные формы и методы работы, различные электронные   средства обучения.  

Факультативное обучение, как известно педагогам, должно быть безотметочным. Существует точка зрения, что для обеспечения мотивации и активности учащихся не нужна внешняя балльная оценка их деятельности и индивидуальных результатов,  а с другой стороны  - в связи с отказом от такой оценки педагог лишается важного инструмента влияния на обучаемых. Это противоречие легко разрешается, если принять тезис, что с уходом от отметок оценивание остается.  Процесс оценивания учащимся собственной деятельности поведения и своих образовательных продуктов имеет очень большое педагогическое значение: во-первых, на занятии обеспечивается обратная связь,  благодаря которой учащийся видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность; во-вторых, повышается учебно-познавательная активность учащегося;  в-третьих, учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций современного человека.

Должна преобладать не внешняя оценка учебных достижений, а самооценка учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний. Оценочная деятельность осуществляется на основе эталонов результата,  а также самого образовательного процесса. Эти эталоны могут быть внешними по отношению к ученикам или выработанными ими на занятии. В процессе оценочной деятельности учащиеся учатся соотносить конечные результаты, промежуточные этапы и выполняемые им действия с эталонами: целями, схемами, алгоритмами, планами, образцами объектов и процессов, ответами, принципами, точками зрения, подходами. Их должен получить каждый учащийся,  или критерии вырабатываются совместно на самом занятии.

Существует  ряд дидактических средств, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.

«Оценочный лист»

Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой вписаны учебные элементы темы

Учебные элементы

Не знаю

Знаю

Понимаю

Могу объяснить другим людям

Мои выводы:_______________________________________________________       

«Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решения задач и т.п.)»

Предлагается оценить свои умения, что учащийся делает в процессе заполнения таблицы.

Учебные умения

Владею

Не владею

Мои выводы:_______________________________________________________

«Мои образовательные достижения»

Ученику предлагается вести дневник, в котором,в частности, он может записывать, чего он достиг при изучении факультативного предмета

Образовательные достижения

Дата

Краткие характеристики достижений

Мои планы:________________________________________________________

«Презентация учащимися образовательных продуктов»:

проектов исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решенных задач и т.п.

В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.

«Работаем над критериями»

Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т.п.

«Эталонный продукт»

Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащимся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.

«Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся»

Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно  лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.

«Похвала»

Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддерживать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.

«Сравнение личных образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами»

Технология эвристического обучения, педагогических мастерских включают этап соотнесения того, что сделал сам ученик с устоявшимися общепринятыми достижениями общечеловеческой культуры. При этом через призму этих достижений учащийся оценивает свои образовательные результаты и деятельность, которая была направлена на их получение.

«Выставки и конференции»

Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся творческой деятельности.

Итак, на факультативных занятиях мы стремимся развивать самостоятельность и творческое мышление наших учащихся, а это можно осуществить через компетентностный подход к обучению.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.