УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования Республики Беларусь
А.В.Кадлубай
16 августа 2019 г.
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
«О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2019/2020 учебном году»
Актуальными направлениями деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, являются:
обеспечение:
безопасных условий при организации образовательного процесса;
переход к обязательному общему среднему образованию.
2. Перечень нормативных правовых актов, локальных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности учреждений образования
приказы:
от 11.03.2019 № 156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования»;
от 18.04.2019 № 298 «Об изменении приказа Министра образования Республики Беларусь от 11.03.2019 № 156» (в новой редакции излагается Примерная инструкция об организации пропускного режима в учреждениях общего среднего образования, которая направлена на определение основных положений для руководства в работе по разработке Инструкции о пропускном режиме в учреждении общего среднего образования).
Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 4.6 пункта 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) учреждение образования обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.
Рекомендуем в правилах внутреннего распорядка для учащихся определить:
режим работы учреждения образования;
режим организации образовательного процесса (порядок проведения и посещения учебных занятий (занятий));
меры по обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного и воспитательного процессов;
порядок пользования средствами обучения и воспитания, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной базой учреждения образования;
требования к одежде и внешнему виду учащихся;
права, обязанности и дисциплинарную ответственность учащихся;
иные положения, направленные на создание условий для успешного освоения учащимися содержания образовательных программ общего среднего образования, поддержание дисциплины на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса, защиты от всех форм физического и психического насилия, формирования культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни.
Учреждение общего среднего образования для обеспечения безопасных условий пребывания учащихся в учреждении образования также обязано обеспечить разработку и принятие инструкции о пропускном режиме в учреждении образования. Указанная инструкция разрабатывается на основе Примерной инструкции об организации пропускного режима в учреждениях общего среднего образования, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 18.04.2019 № 298.
Обращаем особое внимание на то, что Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (далее – постановление № 525),
Руководитель учреждения должен обеспечить:
санитарно-эпидемиологическое благополучие в учреждении, в том числе прохождение административных процедур в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предусмотренных законодательными актами;
реализацию мер в отношении обучающихся и работников по запрету на курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака на территории и в помещениях учреждения.
В соответствии с Кодексом об образовании создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования (подпункт 4.5 пункта 4 статьи 20); учащиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса (пункт 1 статьи 31). К основным требованиям к организации образовательного процесса относятся охрана здоровья обучающихся, создание безопасных условий при организации образовательного процесса (статья 91).
Согласно поручению Министерства образования (письмо от 23.04.2014 № 05-17/720 «Об обеспечении безопасности образовательного процесса») в должностных обязанностях руководителей, заместителей руководителей и иных педагогических работников учреждения образования в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся при организации образовательного процесса (до начала и по окончании учебных (факультативных) занятий, во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями, на уроках по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», иным учебным предметам, на факультативных занятиях, в период проведения соревнований и иных внеурочных мероприятий и т.д.).
При организации работы по профилактике детского травматизма необходимо руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений образования (http://edu.gov.by/ / Система образования / Общее среднее образование / Профилактика детского травматизма).
Каждому учителю, преподающему учебный предмет, следует на первом занятии в учебном году (далее – в каждой учебной четверти) провести с учащимися беседы о правилах безопасного поведения во время проведения учебных занятий с учетом специфики учебного предмета, о чем сделать соответствующую запись в классном журнале, например: «Обучение правилам безопасного поведения» («ОПБП»).
Медицинскую помощь обучающимся в учреждениях общего среднего образования оказывают медицинские работники, входящие в штат государственных организаций здравоохранения по месту нахождения учреждений образования в соответствии с Инструкцией об оказании медицинской помощи детям в учреждениях образования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2012 № 669 (далее – Инструкция).
Оказание медицинской помощи осуществляется в медицинских кабинетах (пунктах), расположенных на базе учреждений образования. Наименования изделий медицинского назначения и медицинской техники, перечень лекарственных и дезинфицирующих средств, которыми оснащается медицинский кабинет (пункт) в учреждениях образования, соответственно определены в приложениях 1 и 2 к Инструкции.
Вопросы состояния здоровья детей, обучающихся в учреждении образования, не менее двух раз в год должны рассматриваться на заседаниях педагогических советов учреждений образования и родительских собраниях.
Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2003 № 58 (далее – Инструкция).
В Инструкции даны определения несчастного случая, травмы, а также перечислены случаи, когда осуществляется расследование несчастного случая.
Расследованию подлежат несчастные случаи (травмы, полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом или животными, ожога, утопления, поражения электрическим током, укусов насекомых, аварий, разрушений зданий, сооружений и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие временную или стойкую утрату здоровья либо смерть обучающегося и произошедшие:
на территории учреждения образования или в ином месте, где обучающийся находился под непосредственным руководством педагогического работника в соответствии с приказом (поручением) руководителя учреждения образования;
при следовании к месту учебы, практики, отдыха (и др.) и обратно на транспорте, предоставленном учреждением образования;
на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.
Расследование несчастных случаев осуществляется в сроки, определенные Инструкцией.
Несчастный случай, произошедший с обучающимся, получившим травму, который не вызвал повреждения здоровья, учитывается руководителем учреждения образования в журнале регистрации микротравм.
Не допускается непринятие руководителем и иными педагогическими работниками учреждения образования своевременных и необходимых мер реагирования в случае произошедшего травмирования учащегося, а также неинформирование родителей (законных представителей) учащихся о травмах, полученных учащимися в период образовательного процесса в учреждении общего среднего образования. Запрещается требовать от родителей (законных представителей) забирать ребенка в случае его травмирования из учреждения образования без оказания своевременной медицинской помощи.
Несчастный случай, о котором руководителю учреждения образования не было сообщено в течение учебного дня (учебной смены) или вследствие которого повреждение здоровья наступило не сразу, расследуется в соответствии с Инструкцией в срок не более одного месяца со дня, когда руководителю учреждения образования стало известно о несчастном случае (получение заявления от обучающегося, получившего травму, или его законного представителя (лица, представляющего его интересы), справки об освобождении от учебных занятий и т.д.).
Профилактика детского травматизма по-прежнему является актуальной задачей.
Вопросы состояния и профилактики травматизма учащихся и обеспечения безопасности образовательного процесса необходимо не реже 1 раза в год рассматривать на заседаниях коллегий структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования; на заседаниях педагогических советов учреждений образования, а также анализировать причины получения травм учащимися во время образовательного процесса и устранять причины и условия, способствующие их получению.
Обращаем особое внимание на необходимость соблюдения мероприятий по профилактике травматизма во время, до начала и по окончании учебных (факультативных) занятий, во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями, до начала, во время и по окончании проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьной недели; организации качественного дежурства педагогических работников.
На первом учебном занятии каждой четверти и в преддверии изучения новой темы (раздела) по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», факультативному занятию «Час здоровья и спорта» учитель физической культуры проводит обучение учащихся правилам безопасного поведения (ОПБП) с учетом изучаемого материала. Запись в классном журнале можно оформить кратко. Например, на первом уроке в четверти:
ОПБП на уроках. Техника спортивной ходьбы
На первом учебном занятии при изучении каждого раздела учебной программы при оформлении записи в классном журнале следует указывать соответствующий ему вид спорта, например:
Руководитель учреждения образования несет персональную ответственность за организацию деятельности во время проведения учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», факультативных занятий «Час здоровья и спорта» всех учащихся. Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников учреждения образования, которые организуют (координируют) деятельность вышеуказанных категорий учащихся во время проведения учебных занятий (занятий).
Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26) устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, работ исследовательского характера, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса.
Обучение безопасным приемам выполнения лабораторного опыта, лабораторной работы, практической работы, экспериментального исследования проводится перед началом их выполнения. Во всех случаях делается соответствующая запись об обучении в классном журнале. Непосредственно перед проведением экскурсии проводится обучение учащихся безопасному поведению на экскурсии, о чем также делается соответствующая запись в классном журнале.
При организации образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» после проведения обучения учащихся всех классов общим мерам безопасности при нахождении в кабинете информатики в классном журнале в начале каждой четверти учебного года делается запись «Обучение правилам безопасного поведения в компьютерном классе» («ОПБП в компьютерном классе»).
Учебные занятия по учебному предмету «Информатика» должны быть организованы в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» и гигиеническим нормативом «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59).
Привлечение учащихся к сельскохозяйственным работам
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Кодекса об образовании запрещается привлечение обучающихся учреждений образования к выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учреждения образования. В развитие данной нормы Министром образования Республики Беларусь издан приказ от 29.06.2018 № 565
«Об урегулировании вопроса о привлечении обучающихся к сельскохозяйственным работам». Согласно пункту 1 данного приказа руководителям учреждений образования, руководителям структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, поручено:
исключить практику привлечения обучающихся к выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных учебно-программной документацией соответствующей образовательной программы, планом воспитательной работы учреждения образования, программами воспитания, а также привлечения обучающихся к выполнению сельскохозяйственных работ;
при привлечении обучающихся учреждений образования к выполнению вышеназванных работ обеспечить выполнение требований законодательства, в том числе трудового законодательства, с учетом особенностей регулирования труда молодежи и заключение соответствующих договоров.
На особом ежедневном контроле руководителя учреждения образования должны находиться вопросы организации качественного и безопасного питания учащихся.