Формирование практических навыков работы в различных видах
художественной деятельности
Считается, что художественное развитие ребёнка происходит в художественной деятельности. В современной начальной школе художественное развитие ребёнка приобретает большое значение. И действительно, трудно представить культурного человека, не понимающего произведения искусства и не умеющего отличать настоящее искусство от безвкусных подделок, а также не умеющего выражать мысль ни словом, ни знаком, ни изображением.
Так что же такое художественная деятельность? Что включает в себя это понятие?
Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается произведение искусства.
Центральное звено художественной деятельности - произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создаётся новая художественная реальность.
Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности - тоже деятельность, в известной мере аналогичная их творческому созданию. Без личной активности, без творческого воображения, без соучастия, сопереживания человека, воспринимающего искусство, без его образного мышления картина, например, так и останется куском холста, покрытого красками.
Художественная деятельность, как деятельность художника, и как деятельность читателя, зрителя, слушателя обладает системой многообразных функций: познавательной, просветительской, прогностической, оценочной, суггестивной (внушающей), компенсационной, катарсической (очищающей), гедонистической, эвристической (возбуждающей творческую энергию), коммуникативной, социально-организационной, социализирующей и воспитательной.
Выделяют три основных вида художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида и являются основанием для деления визуально-пространствен-ных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того или иного вида художественной деятельности.
Рассмотрим виды художественной деятельности более подробно.
1. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребёнок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием, с развитием наглядно-образного мышления. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Ребёнок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображённое им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Выделяются следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений.
Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни.
2. Декоративная деятельность формирует любознательную и творческую личность, обеспечивает эстетическое и художественное развитие детей.
Занятия декоративной деятельностью на основе использования традиций народного искусства носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у детей умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным традициям. Изучение традиций, особенностей народа при работе с различными художественными материалами приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времён.
Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему.
Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений и цветов. Из керамических изделий они выбирают, как правило, образцы, отмеченные фантастичностью образов.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлечённость детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях, при овладении различными техническими приёмами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений, с целью использования в качестве подарка маме, для игры.
В работе с детьми широко применяются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, цветная керамическая и кафельная плитка, гуашевые краски, цветные мелки. Эти материалы позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства.
На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности устанавливаются тесные связи. Например, происходит обучение рисованию на заданную тему. Детям предлагается передать свою тему различными способами: одни рисуют цветными карандашами, другие - гуашью, третьи используют бумагу различного тона и размера. Сравнивая свои рисунки, дети убеждаются в преимуществе того или иного способа. Так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, это в свою очередь, готовит детей к декоративно-прикладной практике, которая отличается поисковым характером.
В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы. Её содержание связано с аппликацией, рисованием, лепкой, конструированием. Дети готовят персонажи для театра, строят макеты для драматизации, оформляют костюмы для выступления.
С декоративно-прикладной деятельностью непосредственно связан и ручной труд. Работа с бумагой, картоном, тканью, корой, деревом, изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки.
Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ведь каждый праздник - это синтез различных видов художественной деятельности. Дети принимают участие в изготовлении атрибутов и декораций к праздникам. Эта работа доставляет им удовольствие, они понимают общественное назначение своей деятельности.
Таким образом, декоративно-прикладная деятельность детей применяется в разнообразных видах и формах. Обучение декоративной деятельности всесторонне влияет на развитие школьников и охватывает все направления воспитания и образования.
Работу с детьми по обучению декоративной деятельности следует начинать с ознакомления с декоративным искусством, используя такие формы и методы:
1. Экскурсии на производство (художественный цех, мастерская и др.).
2. Выставка изделий народных мастеров.
3. Просмотр фильмов, художественных альбомов, открыток.
После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.
Примерные виды декоративной работы:
- Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе (для украшения оконного наличника сказочного домика, орнаментированной полосы-фриза для украшения комнаты и т.д.).
- Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам.
- Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски, роспись памятного кубка, роспись сувенирной коробочки и т. д.
- Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для фонтана в детском парке и т.д.
3. Конструктивная художественная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Этот вид деятельности является довольно сложным для детей. В ней мы находим связь с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.д.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся:
- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрические формы);
- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности.
Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.
Практическая деятельность, направленная на исполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.
Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, и это становится основой детских замыслов.
Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.
Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития школьников. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчёт о проделанных действиях и пр., ребёнок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.
Таким образом, у детей происходит интенсивное развитие мышления. Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их (расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях соответствующие их детали и т.д.) и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.
Заключение.
Учитель выступает посредником между ребёнком и великим миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, который будет способствовать естественному проявлению собственных духовных, творческих сил и способностей младшего школьника.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о наибольшей эффективности комплексной подачи материала об искусстве в деле формирования художественной культуры младшего школьника. Чем больше задействовано эмоций и чувств, тем больше вероятности, что материал будет лучше восприниматься, запоминаться и на его основе будет формироваться эстетическое сознание и художественная культура личности младшего школьника.
Встреча с явлением искусства не делает ребёнка сразу эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ему хочется вновь испытать знакомые эмоции и чувства, возникшие от встречи с прекрасным. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у школьников способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.