Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов

Дата: 18 мая 2017 в 08:30, Обновлено 18 мая 2017 в 08:37

Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов

Мы слишком часто даем детям ответы, ко­торые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин

Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.

П.Г. Щедровицкий

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу

 Почему назрела необходимость что-то менять в процессе обучения?

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показал подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования. России и Белоруссии в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение школы формировать компетенции у школьников.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся может хорошо овладеть набором теоретических знаний, но

- получает задание и, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Таким образом школьник не может

- проанализировать данный материал:

- спланировать свои действия;

- оценивать полученный результат и свою деятельность в процессе;

- предлагать различные варианты решения и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии;

- самоорганизовываться и т.д.

 Главные изменения в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования:

  •  1.Ускорение темпов развития общества.

По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно.

Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, умение учиться, конструктивность.

  • 2.Развитие процессов информатизации.

Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний.

 Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить -
    определили по сути основные глобальные компетентности.

Компетенция от латинского слова compete- добиваюсь, соответствую, подхожу.

1. Круг полномочий, представляемых законом, уставом или иным документом конкретной организации или должностного лица.

2. Знания, опыт в той или иной области.(энциклопедический словарь).

Что такое "компетенция" и "компетентность"?

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.

Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

 Из всего поля компетенций в особую группу выделяются ключевые, или базовые компе­тенции. Ключевые компетенции - универсаль­ные способы действий (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, до­стигать результатов в личной и профессиональ­ной жизни в условиях конкретного общества, носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер.

Ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции попали в центр внимания в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована следующая проблема: хотя в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.

  Понятия специалист и хороший сотрудник не тождественны. Хороший сотрудник - это специалист, обладающий помимо профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик, т. н. ключевых компетенций.

Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат.

Ключевые компетенции:

  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
  • способность брать на себя инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
  • способность уживаться с другими;
  • способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
  • умение принимать решения на основе здравых суждений;
  • умение эффективно работать в группе на общий результат.

Компетенции проявляются в действии.

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций?

  Можно выделить следующие действия:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному явлению; умение противостоять трудностям; занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать и сотрудничать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность за порученное дело; войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело; доказать солидарность с коллективом; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость к изменениям; стойкость перед трудностями.

Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

 А. В. Хуторской ( докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва)

выделяет 7 ключевых ком­петенций:

№ п/п

Ключевые компетенции

Задания

1

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Что и как ученик изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию

Знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

4,6, 8 (соч.-рассужд.)

Ф-в «От значения к написанию», 8 кл,

Слитное-раздельн. написание числит

11 (напис и произнош числ в интервью)

Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

2

Общекультурная компетенция

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека.

5, 8 (соч.-рассужд.)

Ф-в в 7 кл. «Поэтические гимны морфологии», тема

«Сравнение. Метафора»

11 (по смыслу интервью) Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

3

Учебно-познавательная компетенция

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа,  рефлексии, самооценки деятельности.

1,3

4

Информационная компетенция

Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей.

2, 7

Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»

5

Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, спо­собов взаимодействия с людьми, навыки ра­боты в группе, владение различными соци­альными ролями в коллективе.

Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании.

9. Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»

8 (соч.-рассужд.)

Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

6

 Социально-трудовая компетенция

Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

10. 11 (роль интервьюируемого)

7

Компетенция личностного самосовер­шенствования

направлена на физическое, духовное и интел­лектуальное саморазвитие. Объ­ектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции от­носятся знание правил личной гигиены, забо­та о собственном здоровье, внутренняя эколо­гическая культура.

8.

 Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

(тема соч.-рассужд.)

 По утверждению многих руководителей, глав предприятий и организаций, сегодня им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

То есть, это и есть  цель образования на современном этапе 

     Цель планируется реализовать через ряд задач:

- мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

- создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

создать условия для развития коммуникативных навыков.

Отсюда функции педагога
(учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":

  • САМОактуализации,
  • САМОопределения,
  • САМОсозидания,
  • САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Традиционная школа реагирует на изменения в обществе таким образом: изменение учебных программ; дополнение учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.

    Что же надо менять?

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску.

Чтобы убедиться, что разработанное учебное или факультативное занятие в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика?

То, что ученики делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?

Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, в которых деятельность учащихся и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, рефлексировать, адекватно оценивать себя, умение обучаться и многое другое.

Изменение методов обучения, приоритета тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, теоретическое мышление.

  Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • технологии интерактивного обучения;
  • технология когнитивного обучения;
  • технология обучения в глобальном информационном сообществе;
  • технология решения изобретательских задач.
  • Эффективна и дистанционная форма обучения, которая предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, обеспечивающих индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться.
  • Внедрение информационных технологий.
  • Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, в школьном самоуправлении, интеллектуальных  и творческих конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

 Компетентностный подход в образовании предполагает овладение учащимися различного рода умениями позволяющими действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующие навыки.

Исходя из поставленных целей, образование должно способствовать формированию следующих умений и навыков:

  • самостоятельной работы с учебным материалом;
  • самообразования;
  • крити­ческого мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • навыков работы в команде;
  • умений формулировать задачу и кооперативно ее решать;
  • навыков самоконтроля.

 Что имеет умеющий учиться?

Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? (ситуация разрыва знаний по Эльконину-Давыдову)

Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться? (Способы решения, алгоритм действия, модель). Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.

 Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования. Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.

Задания для таблицы:

1. Продолжите фразы:

  • Я узнал, что…
  • Мне было интересно…
  • Меня удивило, что …
  • Я научился…

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Составьте памятку «Как  разграничить типы морфем: формообразующие и словообразовательные?»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Что мне надо сделать  после занятия, чтобы хорошо освоить данный учебный материал?

  1. Ещё раз прочитать об этом в справочной литературе или Интернете.
  2. Просмотреть записи в тетради.
  3. Взять у учителя  подобные упражнения и выполнить их дома.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.  Заполните бланк. Числительные запишите словами.

                     Расписка

Я, ____________________________________________________, получил(а) от _____________________

<sup>                 (ФИО  полностью)                                                                                                                                                                      </sup>

____________________________________________,  сумму в размере  468 рублей 95 копеек

<sup>______________________________________________________________________________________________________________________            (сумму указать прописью)</sup>

  для приобретения оборудования в химическую лабораторию.

________________________________________________________________________________________

5. В строки из стихотворений Сергея Есенина вставьте пропущенные слова, на ваш взгляд, подходящие по смыслу.

(После проверки: Почему именно эти слова выбрал Есенин? – Черты национальной культуры, связь с родной природой.)

В саду горит костёр … красной,

Но никого не может он согреть.

…И душа моя - … безбрежное – 

Дышит запахом мёда и роз.

Словно …. цвет, седина

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжый месяц…

Запрягался в наши сани.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Золотою … луна

Распласталась на тихой воде.

У отца пролилась в бороде. 

Ответы: рябины, поле, жеребёнком, лягушкой, яблонный

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Обсуждение в группах/парах  1-2 мин

«Житейская история» Представьте, что вам на дачу привезли ворота, в количестве двух штук. Но они оказались с  браком. Вы пишите заявление с просьбой заменить ворота и сталкиваетесь с проблемой: можно ли написать «у обоих ворот обнаружен брак»? Вы звоните другу-редактору, и он вам объясняет. Что сказал редактор?

  Для справок. Употребление числительных оба и обе:

М.р. и ср. р. –  оба,  обоих и т.д. 

Ж.р. –  обе, обеих и т.д.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7.  Придумайте (подберите) задания по теме «Написание сложных слов»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Сочинение-рассуждение «Почему плачут дед и баба, когда разбилось золотое яичко?»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 9.   Дискуссия на тему  «ть – суффикс глагола или окончание?»  или «В слове нёс есть суффикс или нет?»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Провести в роли учителя часть занятия. (Ученик готовится заранее с учителем)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11.  Игра «Пресс-конференция»   «Я говорю о своей стране» (Группам (парам) раздаются тексты, из которых необходимо выбрать 2-3 предложения и озвучить, правильно произнося числительные.)

Представьте себя в роли выступающего на международной конференции.  Вам необходимо ответить на вопросы журналистов о Беларуси.

  1. Какую площадь занимает Республика Беларусь? Со сколькими государствами поддерживает дипломатические отношения?
  2. Численность населения, национальности. Как решается вопрос образования?
  3. Как решается проблема охраны природы? Что такое Беловежская Пуща?
  4. Почему Беларусь называют «синеокой»? Самое большое озеро в стране?
  5. Есть ли нефть? Какие ещё полезные ископаемые добываются?
  6. Богат ли земельный фонд Беларуси? Достаточно ли земель для ведения сельского хозяйства?

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.