Интерактивные приемы работы на факультативных занятиях
Учить, развивать, воспитывать - цель, которую ставит перед собой каждый учитель. Педагогическая наука находится в постоянном поиске новых форм и методов, способных повысить эффективность процесса обучения, интерес обучающихся к учебе.
Различают несколько моделей обучения:
1) пассивную, где обучаемый находится в роли "объекта" обучения (слушает, смотрит);
2) активную - обучаемый выступает "субъектом" обучения, выполняет творческие задания, различные виды самостоятельной работы;
3) интерактивную - обучаемый становится субъектом взаимодействия, активно участвует в процессе обучения, исключается доминирование кого-либо из участников или какой-либо идеи.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Использование интерактивной модели обучения означает организацию совместной деятельности, где каждый вносит свой посильный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности, предусматривается совместное решение проблем, моделирование жизненных ситуаций. Организуется индивидуальная, парная, групповая работа, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Что такое интерактивные методы обучения?
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать важную задачу — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построении логической цепочки и принятии взвешенного и аргументированного решения.
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Разница метода и приема в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Методы и приемы интерактивного обучения
- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
- Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
- Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
- Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации: защитник, оппонент, судья (Нужен ли Ъ знак в русском языке?)
- Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
- Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта (мероприятие к Неделе русского языка, Словарь фразеологизмов с рисунками) по теме и его защита.
- BarCamp, или антиконференция. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
- К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
1. Работа с информацией
2. Остановимся на некоторых приемах по обмену информацией.
Прием «Мозговой штурм» или «Корзина идей» - включает сбор всей информации, известной по данной теме всеми участниками обсуждения, с последующим обсуждением.
3.
Прием «Мозаика» - включает куски информации в разбросанном виде. Задача собрать полную картину или текст информации. Текст с информацией делится на куски. Каждый участник прочитывает свой кусок, и составляют полный текст, опираясь на прослушанное, логические связи в тексте.
4.
Приемы «Аквариум» и «Карусель» - работа в группах. Приемы « Аквариум» и «Карусель» когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. В «Карусели»- внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешние - ученики через каждые 30 секунд меняются, в Аквариуме – наоборот. Участникам внутреннего круга предлагают листы с информацией. А участникам внешнего круга вопросы, на которые они должны ответить, обойдя всех участников, владеющих этой информацией.
5.
«Броуновское движение» предполагает хаотичное движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
6.
Прогнозирование содержания по названию произведения.
1 шаг. Каждый ученик обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого текста, который носит название «Приключения суффикса».
2 шаг. Ученики объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.
3 шаг. Ученики в группах читают текст сказки «Приключения суффикса» и сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.
Приём «Реклама». Учитель предлагает прорекламировать языковое понятие на подготовку 5- 10 мин. Пример: создайте рекламу морфеме окончание.
Интерактивный прием «ЗНАЕМ – ХОТИМ УЗНАТЬ – УЗНАЛИ»
Интерактивный прием З-Х-У
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» (в тексте отмечаются «V» места, с которыми согласен, «+» новое, «̶ » не согласен, «?»не понял) помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения заданной проблемы учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
2. Практико-ориентированные задания
- Теперь остановимся на некоторых приемах, цель которых соединить теорию с практикой, стимулирующих обмен опытом, активизирующих умственную деятельность и совместную деятельность, взаимодействие, обмен опытом, эмоциями. Вторая группа приемов связана с применением полученных знаний
Прием «Обмен энергией». Прием, заставляющий встать на позицию собеседника. Например, каждый участник пишет краткие аргументы в пользу какого-то мнения (надо писать дети организоваННы или организоваНы т.к …). Затем участники беседы меняются листами и рассказывают что, с их точки зрения, упустил собеседник или не понял. Другие участники могут соглашаться или нет.
-
Прием «Категории». Класс делится на несколько групп. Лидер группы получает карточку со списком слов (на какое-либо правило). Участники данной команды должны сформулировать это правило.
Прием «Незаконченные предложения», «Предложения в шляпе» Учащимся предлагается закончить предложение (В предложении обязательно должно быть… или В слове обязательно должно быть….), затем сложить их в шляпу, вытащить по принципу случайного выбора и обсудить, прав он или не прав написавший.
Для работы с текстом параграфа можно использовать метод «Шпаргалка», когда учащиеся делятся на 2 группы, каждая группа получает свой объем текста, по которому пишет шпаргалку (схема, тезисы, логико-смысловая модель), затем передает их учащимся второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.
Метод "Лучший ответ на лучший вопрос" позволяет группе не только самостоятельно изучить текст, составить вопросы, ответить на них, но и определить лучших в номинации "Самый точный ответ", "Самый умный вопрос/ответ", "Самый полный ответ".
- Методы обмена деятельности "Перекрестные группы", "1 х 2 х 4", "Круглый стол" позволяют обсуждать проблемные вопросы
Метод "Цепочки" позволяет развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи. Группа учащихся получает карточки с понятиями или явлениями, из которых собирает последовательную цепочку, а затем объясняет логику её построения.
"Ранжирования" развивает аналитическую культуру, т. к. учащимся необходимо не только расположить понятия, явления, причины по значимости в порядке убывания, возрастания, но и объяснить свой выбор, высказав своё мнение участникам.
На уроках обобщения метод "Алфавит" позволяет активизировать память и всем участникам во взаимодействии раскрыть смысл изучаемого понятия, процесса.
Работать над понятиями поможет метод "Словарь". Учащимся предлагается дать определение терминам, записать их на листе бумаги, указав свою фамилию ("Словарь Иванова"), после анализа всех "словарей" выбирается тот, в котором даны наиболее точные определения.
- 3. Обсуждение результатов
Третья категория приемов, применяемая при обсуждении результатов, позволяет выявить индивидуальную точку зрения каждого участника, обменяться результатами деятельности, понять друг друга.
Прием «Шкала мнений». Поставьте галочку под утверждением, с которым вы согласны и обоснуйте свою точку зрения. Или поставьте точку ближе к той позиции, с которой вы согласны на шкале А-Б-С
Прием: «Дерево решений»
Рисуется дерево. Каждый лист дерева – решение одного из участников беседы
Прием: «Пирамида»
Сначала решение принимается при обсуждении двух участников беседы, затем четырех, и т.д с нарастающим количеством участников беседы.
Прием «Займи позицию»
На магнитной доске размещаются два слова: «Да» и «Нет». Скажи «да или нет» и обоснуй свою позицию по предложенной теме. Например: В слове старушка суффикс ушк. Причастие-это часть речи.
Прием «Будка гласности»
Каждый участник беседы за одну минуту должен сказать что-нибудь по предложенной теме.
Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Например, кратко написать самое важное, что касается языкового явления или изученного на занятии.
Интерактивный прием «СИНКВЕЙН»
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма. Эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквэйны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Правило написания синквейна:
1 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
2 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
3 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами;
4 Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
ПОПС – формула:
П – позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение (или обоснование) («Потому что …»)
П – пример («Я могу это доказать это на примере …»)
С – следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа занятия, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
«Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником. Каждый ученик мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой бумаги А-4 в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга.
Схема: Вижу, слышу, чувствую. Каждый ученик в тетради заполняет на листе белой бумаги А-4 схему: вижу, слышу, чувствую по содержанию любого текста.
|