Роль классного руководителя в социализации учащихся
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!
А.П.Чехов
Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю все от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире.
Классный руководитель – особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально – экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии – содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.
Я всегда считаю для себе важным не только учить детей биологии , но и помогать им решать их индивидуальные проблемы, связанный с физическим и психическим здоровьем, с общением , с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением в дальнейшем
В школе очень важен профессионализм классного руководителя:
- авторитет - пользуется заслуженным авторитетом в коллективе коллег и учащихся;
- владение методикой внеклассной работы – организует различные формы работы (декады, вечера, диспуты, встречи, конкурсы и т.д.);
- выраженность исполнительских качеств – в целом исполнителен;
- знаком с психолого –педагогической литературой терминологией;
- изобретательность и находчивость;
- использование современных информационных систем;
- контакт с классом – умение располагать к себе учеников и находить с ними общий язык;
- контакт с коллегами и родителями;
- культурный уровень – культурный, образованный, эрудированный, интеллигентный;
- моральные качества – морально устойчив, скромен в быту;
- отношение к самообразованию;
- отношение к своему делу – любит свою работу и живет интересами школы;
- разрешение конфликтных ситуаций в классе;
- решение производственных задач;
- умение планировать работу – хорошо планирует свою работу и работу класса;
- умение работать с современной компьютерной техникой;
- уровень профессиональных знаний;
- устранение «узких мест» - достаточно грамотно реагирует на педагогическую ситуацию в классе;
- учитель как администратор – никогда не превышает своих полномочий, прав и власти. Следит, чтобы его распоряжения и педагогические решения согласовывались с нормами закона и положениями о школе.
Роли классного руководителя:
«Контролер» - проведение классных часов-собраний, на которых учащихся информируют о правилах и нормах поведения в школе и общественных местах, контроль поведения учащихся, индивидуальная работа с учащимися, анализ и разбор проступков учащихся
«Проводник по стране знаний» - формирование познавательной мотивации, создание условий для самостоятельного получения знаний, необходимых в жизни. Личность обучается в течение всей жизни. Я развиваюсь, пока мне все интересно. Деятельность направлена на координацию работы всех педагогов с учащимися класса, поскольку на процесс социализации влияет целостный образовательный процесс.
«Нравственный наставник»- нравственное воспитание учащихся: создание в классе атмосферы неприятия безнравственного поведения, формирование умения высказывать свое мнение, умение выслушивать другого, прислушиваться к чужому мнению. Проведение мероприятий по усвоению навыков нравственного разрешения жизненных проблем. Высоконравственная личность- признак высоко духовной социальной среды, сложившегося общества»
«Носитель культуры» - помочь освоить ценности культуры. Беседы по проблемам этики и этикета. Участие в школьных мероприятиях. Организация культурно-творческой деятельности в классе. Экскурсии, посещение театров, музеев.
«Социальный педагог» - помочь в решении социальных проблем учащихся: защита ребенка, создание нормальных условий для общения в школе и дома, формирование навыков социальной жизни, профилактика асоциального поведения.
«Старший товарищ» - организация коллективной жизни в классе, воспитание лидерских качеств и коммуникативной культуры. Дорога в будущее закладывается сейчас. Каждый ученик класса может попробовать себя в той или другой социальной роли. Каждый член коллектива имеет равные права на участие в общественной жизни класса, творческих делах, право решающего голоса при принятии решений
«Классная мама» - создать доброжелательную атмосферу в классе, понять проблемы ребенка и помочь их решить.
Доброе отношение к каждому учащемуся, внимание к личным проблемам учащихся их диагностика, проведение мероприятий (дни рождения, праздники, вечера), индивидуальная работа с учащимися (утешение, поддержка, полезный совет; работа с родителями, направленная на преодоление непонимания собственных детей и конфликтов с ними.
«Валеолог» - воспитание потребности в здоровом образе жизни и сохранение здоровья учащихся. Забота о своем здоровье – признак сознательной личности. Преодоление этой ступеньки социализации в большей степени зависит от самой личности.
«Организатор досуга» - то, как человек организует свое свободное время, определяет одно из ведущих направлений социализации школьников. Классные часы-развлечения, вечера отдыха, дискотеки, обсуждение разных способов проведения свободного времени, привлечение учащихся к проведению мероприятий, связанных с досугом, работа с родителями по организации разнообразного досуга учащихся в выходные дни и в каникулы.