Подготовила учитель русского языка и литературы
Несаева С.А.
Брейн-ринг «Загадки Лингварика»
5-6 класс
Лексическая разминка
Каждая команда отвечает быстро на свои вопросы в течение 1 минуты.
Чем больше ответов, тем больше баллов. (По I баллу за правильный ответ)
- Что получают от коровы? (Молоко)
- Дерево, на котором растут жёлуди. (Дуб)
- Кто рисует на окне зимние узоры? (Мороз)
- Животное с очень длинной шеей. (Жираф)
- Орудие для копки земли. (Лопата)
- Голая ветка без сучков. (Прут)
- Искусственный водоём для сбора воды и разведения рыбы. (Пруд)
- Стальные полозья для катания на льду. (Коньки)
- Комната для занятий в школе. (Класс)
10.Орудие охотника. (Ружьё)
11. Деревянный домик для птиц. (Скворечник)
12.Человекообразное животное. (Обезьяна)
13.Шестой день недели. (Суббота)
14.Мама ягнёнка. (Овца)
15.Магазин, где продают хлеб. (Булочная)
16.Солдат, охраняющий границы страны. (Пограничник)
17.Прибор для определения сторон света. (Компас)
18.Куча снега, наметённая ветром. (Сугроб)
19.Короткая шуба. (Полушубок)
20.Плод кукурузы. (Початок)
- Очень сильная жара. (Зной)
- Брат метлы. (Веник)
- Наука о прошлом. (История)
- Из чего добывают сахар? (Из свёклы)
- Усатая рыба (Сом)
- Сказочная скатерть (Самобранка)
- Молотое зерно. (Мука)
- Насекомое, которое плетёт сети. (Паук)
- Птица, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)
10.Птица-символ Беларуси. (Аист)
11 .Фигура, не имеющая углов. (Круг)
12.Из чего делают подсолнечное масло? (Из семечек подсолнуха)
13. У крашение для ушей. (Серьги)
14.Ребёнок лошади. (Жеребёнок)
15.Самый короткий месяц. (Февраль)
16.Курица мужского пола. (Петух)
17.Столица Беларуси. (Минск)
18.Президент Беларуси. Александр Григорьевич Лукашенко)
19.Буквы по прядку. (Алфавит)
20.Какие буквы не обозначают звука. (Ъ,Ь знаки)
Для болельщиков
- Ядовитые грибы. (Поганки)
- Прибор для измерения температуры. (Термометр)
- Орган зрения. (Глаз)
- Дубовый лес. (Дубрава)
- Прибор для определения времени. (Часы)
- Дом для денег. (Кошелёк)
- Откуда начинают чистить рыбу? (С головы)
- Зимнее логово медведя. (Берлога)
- Скошенная и высушенная трава. Сено)
10.Кто пишет стихи? (Поэт)
11 .Дом для машины. (Гараж)
12. Дом для самолётов. (Ангар)
13.Дом для лошадей. (Конюшня)
14.Занавески на окне. (Шторы)
15.Перерыв между уроками. (Перемена)
16.Чем пишут на асфальте? (Мелом)
17.Почтальон из Простоквашино. (Печкин)
18.Самое большое животное на свете. (Кит)
19.Сок какого дерева пьют? (Берёза)
20.Орудие для письма. (Ручка)
Литературные заморочки
В течении 1 минуты обсуждают. Команда, раньше всех поднявшая руки, получает право на ответ. За правильный ответ 1 балл, если назовут автора и сказку, то ещё 2 балла.
- В древней византийской энциклопедии об этом растении говорилось как об отличном болеутоляющем средстве: его рекомендовали прикладывать к месту ушибов для снятия боли и отёка. По утверждению древних и авторитетных источников, к нему проявляют интерес и животные (кошки, собаки, мыши), а также люди всех возрастов - от внучки до бабушки и дедушки. О каком растении идёт речь? (Репа
2. Тридцать лет и три года этому человеку пришлось удить рыбу. Но однажды неожиданно для себя ему пришлось сменить профессию. Кто он? Кем он стал?
(Дед из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. После превращения старухи из «чёрной крестьянки» в столбовую дворянку «приговорён к работе
на конюшне: На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала.)
3. Удивительное свойство приписывали этому предмету ещё в древности: и предсказывать может, и спасать от злого глаза, и всегда говорить правду (за что его не раз бросали под лавку и называли мерзким). Но было время, когда из него сделали большого и злого кривляку, что даже крошечный его кусочек мог отравить жизнь любому. Что это за предмет?
Бюро находок. Кто что потерял?
За 2 минуты придумать как можно больше вопросов. За каждый вопрос 1 балл. Например: Кто потерял три орешка? (Золушка) Корыто (Бабка из сказки Пушкина) Золотое яичко (Курочка Ряба) Перо Жар-птицы (Иван царевич из сказки «Иван-царевич и Серый волк или Иван-дурак из сказки Ершова «Конёк-горбунок»)
Затем команды друг другу задают подготовленные вопросы.
Буриме «Потерянные стихи»
Восстановить за 1 минуту стихотворные строчки. 2 балла за правильный ответ.
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу: поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Право выбора
Команды выбирают рубрику и уровень сложности, учитель читает вопрос.
Рубрики |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Орфография |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Словообразования |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Фонетика |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Этимология |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Лексика |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Литература |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Орфография
- Запишите под диктовку слова: панорама, хоккей, крокодил, бегемот, горилла, терраса, кроссовки. Фиолетовый.
- Исправьте ошибки: брюжжит, дрозжи, брыжжет, вожжи, разжёг,
можживельник, жжётся.
- Как проверить безударную гласную в корне данных слов? Слизать крем, слезать с дерева, развивается ребёнок, развевается флаг, накалить железо, наколоть булавкой.
- Подберите проверочные слова к данным словам: локоток, долина, голосистый, обнажился, лохматый, постный, вкусный, пресный.
- Раскат, рассказ, рассвет, расцвет, бессмертник, бесконечный, исследование.
Словообразование
- Найдите корни в словах: обуть, пойти, улица, никто, бьют.
- Выделите суффиксы в словах. Жемчуж-ин-ка, свин-ин-ка, ветчин- к-а, снеж-инк-а, , трав-инк-а
- Выделите окончания в словах: жалюзи, гири, ковров, голов□ или голов, плачь, плач □.
- Выделите приставки в словах: сумасшедший, водопроводчик, пере-рас-пре- деление,
- Найдите однокоренные слова: водный, водоросли, водитель, водокачка, провода, выводок, завод.
Фонетика
- Прочтите звуки с конца к началу. Какие слова у вас получились?
Лён (ноль), люк (куль), ожёг (кожа)
- Сколько слов записано на доске? Объясните свой ответ. Шу -сý - мú- кру -сá -лúв (4 слова, по количеству ударений)
- Сколько звуков [с] в предложении? Сидит седой старик у синего моря и без слов напевает песню. (3 звука)
- В каких словах пишутся 2 мягких знака? (вскользь, фальшь, сельдь и т.д.)
- Когда мягкий знак не мягкий? Приведите примеры.
Этимология
- Мы говорим «выучить наизусть». Почему именно наизусть? Корень этого слова поможет вам найти ответ.
- Почему тучу назвали тучей? Сравните со словом тучный. (в др.рус- ском языке тук – жир)
- Почему украшение, надеваемое на палец, назвали перстнем?
- Туземец (иностранец). Почему так стали называть иностранцев на Руси?
- Почему одну из сторон света назвали запад? (Солнце западает за линию горизонта)
Лексика
- Что такое чело? Что обозначает фразеологизм бить челом?
- Что может обозначать слово кабаржонок? Объясните свою точку
зрения. (Детёныш, т.к. суффикс -онок-. Кабаржонок - это детёныш
северного оленя (кабарги)
3. В сказках встречается выражение «за тридевять земель». Тридевять – это сколько? (27. В Древней Руси считали по девяткам: три-девять)
4. Часто какое-то качество сравнивают с животным. Например: голоден как волк. Подберите сравнение - название животного или птицы.
Здоров как (бык)
Болтлив как (сорока)
Надут как (индюк)
Изворотлив как (змея)
Упрям как (осёл)
5. Перечень букв в определённом порядке - это (алфавит)
Литература
- Как называлась харчевня в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (Три пескаря)
- Назовите сказку итальянского писателя Джани Родари, где все герои – фрукты и овощи. («Приключения Чиполлино»)
- В какой русской народной сказке герой ловил рыбу необычным способом? Что он при этом говорил? (Волк, «Ловись рыбка, большая и маленькая»)
- Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)
5. Кто автор строк? (А.С.Пушкин)
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Подведение итогов