Рекомендации по выявлению жертв насилия
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Внешний вид детей:
-
припухлые, "заспанные" глаза;
-
бледное лицо;
-
сосание пальцев, раскачивание;
-
синяки на теле;
-
переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Поведение пострадавших детей:
-
неожиданная смена настроения;
-
приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
-
ребенок разговаривает сам с собой;
-
игра в воображаемом мире;
-
повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки;
-
хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
-
чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
-
нежелание идти домой, бродяжничество.
Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):
-
противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
-
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
-
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
-
эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
-
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
-
негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
-
алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.
Главными последствиями насилия являются:
-
виктимность - избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;
-
немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости - в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;
-
трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в школе такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
-
эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
-
задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;
-
тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
-
низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
-
вызывающее и эксцентричное поведение - заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём;
-
недоверие к людям.