Урок по теме: «Построение изображения в линзах» 11 класс
Цели урока:
Образовательная: изучить действие рассеивающей и собирающей линз; научить строить изображения, даваемые линзой
Развивающая: сформировать умение анализа, сравнения и обобщения изученного материала, применения его в решении задач
Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость, аккуратность в работе, трудолюбие
Ход урока
I. Организационный момент:
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
- Ознакомление с общей целью урока.
II. Повторение изученной материала: «Линзы. Оптическая сила линзы» (экспресс – опрос):
- Виды линз.
- Как проходит главная оптическая ось?
- Где находится главный оптический центр?
- Какая линза называется тонкой?
- Как изображают линзы схематически?
- В чем отличие собирающей линзы от рассеивающей?
- Как определить главный фокус линзы?
- Укажите дальнейший ход луча.
- При построении укажите фокусное расстояние.
- Как определяется оптическая сила линзы? В чем ее физический смысл?
III. Изучение нового материала.
Построение изображения в тонких линзах.
1.Физический эксперимент.
На столе учителя проводится эксперимент с получением изображения светящейся лампочки.
2.Строится изображение светящейся точки.
Правило: для построения изображения точки, не лежащей на главной оптической оси, можно использовать любые два из трех изученных ранее лучей
3.Физический эксперимент.
На столе учителя с помощью собирающей линзы получаем изображение удаленного предмета на экране. Обсуждаем изображение предмета.
4. Строится изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах. Вводится обозначение расстояний, предмета и изображения.
а. обсуждаются виды изображений
Строится таблица:
Типы линз |
рассеивающие |
собирающие |
||||||
Свойства\расстояние |
d<F |
F< d<2F |
d >2F |
d< F |
d=F |
F< d<2F |
d=2F |
d >2F |
Действительное или мнимое |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прямое или обратное |
|
|
|
|
|
|
|
|
Увеличенное или уменьшенное |
|
|
|
|
|
|
|
|
б. учащиеся самостоятельно продолжают построение – исследование для собирающей линзы, заполняя часть таблицы
На доске строится на изображение предмета при d<F
Обсуждается результат построения при d=F и d=2F.
IV. Рефлексия:
1. Чему научились на уроке?
2. Перечислите виды изображений.
3. Назовите обозначения расстояний при построении.
4. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой?
5. Зачем необходимо знать, какие изображения дают линзы?
V. Домашнее задание: 1. параграф 41
2. Продолжить построения для рассеивающей линзы и закончить заполнение таблицы.