«Мальчик запускал воздушного змея…»
(Признание Шагалу)
Урок ИЗО в 4 классе
Подготовила:
Кришталь Наталья Михайловна
Цель урока: совершенствование навыка передачи движения в композиции.
Задачи урока:
практические
1) актуализировать знания о пропорциях фигуры человека;
- расширять представления о передаче движения в композиции;
- совершенствовать умения передавать движение человека в рисунке;
- развивать пространственное мышление: вписывать фигуру человека в пространство рисунка;
развивающие
- создавать условия для активизации познавательного интереса;
- способствовать поиску новых идей в рамках заявленной темы;
воспитательные
- способствовать формированию любви к Родине, ее культуре и искусству;
- создавать условия для роста интереса к национальной культуре.
Оборудование:видеоряд с изображениями человека, запускающего объект наблюдения, манекен человека, лист самооценки работы группы.
Материалы и инструменты для групп учащихся:
1) Гуашевые и акварельные краски, художественные кисти, ветошь для вытирания кистей, стаканчики для воды, палитра, альбом.
2) Пластилин, стека, ветошь для вытирания рук, палитра.
3) Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Снова звонок приглашает нас отправиться в Страну Прекрасного Неизведанного.
Сегодня мы сделаем то, чего люди не умеют – полетим. Готовы?
- Актуализация знаний. Введение в тему
Я лечу, а следом – хвост
В бантиках нарядных,
Змей, летящий выше звезд.
Хочешь выше? Ладно!
Учитель. Что это за воздушный змей, о котором говорится в стихотворении?
— А зачем ему на хвосте бантики?Кому из вас приходилось запускать воздушного змея?
— Что еще можно запускать?
— Можно ли кого-то запустить? Как?
III. Новая тема, ознакомление с материалом
Учитель.Удивительно, но люди всегда хотели летать сами. Они мастерили крылья, машины, запускали изображения человека. Больше всех поработали художники, и это мы видим на картинах.
Самый известный в Беларуси и во всем мире художник, рисовавший полеты, – Марк Шагал…Современники-последователи каждый раз придумывают все новые сюжеты, часто с улыбкой или грустью, но никогда – со злом.
Практическая коллективная работа
Учитель.Давайте посмотрим, как выглядит и двигается человек. Рассмотрим манекен и изображения человека: идущего, стоящего, летящего. Вспоминаем пропорции, расположение рук и ног, типичные ошибки изображения,как изменяется фигура с учетом движения.
Тренировочное упражнение (на отдельных листах)
- Выполнение практической работы учащимися
- Мы с вами хорошо знаем, что бывает скучно изображать одно и то же, и сегодня мы будем рисовать три разных сюжета в трех группах. Поэтому и материалы разные, и техника исполнения тоже разная.
Учитель.Давайте уточним композицию и цветовое решение всех работ (цвета неба, земли, человека).
Уточнение критериев контрольно-оценочной работы:
- Понимание темы. Пропорции фигуры человека
- Выбор изобразительных средств
- Композиция. Сюжет
- Законченность. Аккуратность. Качество
- Оригинальность. Выраженность основной идеи работы
Работа в группах
Брошенный камень тонет в тихом моём пруду.
Я, в одиноком стоне, слышу твою беду.
Что твое сердце гложет? Кто всколыхнул печаль?
Слёзы текут по коже. Как же тебя мне жаль…
А паутинка тает, дней исчезает след.
Может быть, помечтаем? Не отвечай мне «нет».
Тёплый, капризный дождик падает на асфальт –
Он пейзажист-художник, странник, мудрец и скальд.
Радугой вспыхнув, слово юркнуло вглубь травы
И в возрожденьи новом стало спасать живых.
Всё, что вокруг лежало, лёгкое, словно пух,
За промежуток малый сделало тонким слух.
Чтобы услышать звуки, те, что летят с небес
Надо сквозь боль и муки тихо нести свой крест.
И на закате алом солнце уйдёт туда,
Где в небесах Шагала светит его звезда...
Любецкий Виктор
- Подведение итогов работы
Учитель.Давайте рассмотрим, что у нас получилось…
Коллективное обсуждение
- Рефлексия. Самооценка работ.
ЛИСТ самооценки
Группа № ________
_______, _______, __________, ________, ________
В |
|||||
ВС |
|||||
С |
|||||
НС |
|||||
Н |
|||||
Уровень |
Понимание темы |
Выбор ИЗО средств |
Композиция |
Законченность |
Оригинальность |