Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Совсем скоро все учителя нашей  страны будут отмечать свой самый главный праздник — День учителя!

Дата: 1 октября 2018 в 22:21
626 просмотров

   

Совсем скоро все учителя нашей  страны будут отмечать свой самый главный праздник — День учителя!

         

Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И есть лишь одна профессия, без которой не могло и не может обойтись общество, — это учитель.

А как часто вы задавали себе вопрос о том, кто такой учитель? Профессия учителя является уникальной в своём роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах.

Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде. На этой профессии держится наше общество. Учителя не только передают свои знания новым поколениям, воспитывают своих учеников и прививают им полезные качества, жизненный опыт, культуру, традиции как национальные, так и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.

Но как же появилась эта необходимая всем нам профессия и кто же был первым учителем на нашей планете? Давайте узнаем об этом подробнее.

История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. Профессия педагога по праву считается одной из наиболее древних в мире.

Согласитесь, что для каждого человека на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.

Историки считают, что основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приёмам этого незатейливого занятия. При этом человек, который обучал подростков и детей, был высокоуважаемым членом племени.

Так, воспитание и обучение стало сферой деятельности и сознания человека. Согласитесь, что общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей, но прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности. Так появились школы.

Первые школы возникли в странах Древнего мира. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии первыми учителями стали преимущественно жрецы, которые были очень образованными людьми своего времени. Теперь знания передавались не только от родителей к детям, но и в специальных учебных заведениях при храмах.

В шумерских источниках, датированных 3500 г. до н. э., было зафиксировано первое упоминание о школе. В Древнем Шумере учебное заведение называли «домом табличек», а учителя — «отцом дома табличек». И такие названия совершенно не случайны. Дело в том, что древние шумеры писали по мокрой глине на глиняных табличках, отсюда и название заведения для обучения.

Большое значение для формирования учительской профессии имел античный период с его высокоразвитой культурой и искусством. В это время от человека, занимавшегося педагогической деятельностью, уже требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством и многим другим.

Ну а, наверное, самым знаменитым древнегреческим учителем можно считать хорошо вам знакомого античного философа Аристотеля, который основал в Афинах собственную школу. Это учебное заведение находилось около храма Аполлона Ликийского и получило название ликей.

Ученики Аристотеля изучали не только философию, но и другие науки: физику, географию, астрономию, историю. Аристотель читал два вида лекций: для широкой публики и для лучших, хорошо подготовленных воспитанников. Как правило, наиболее подготовленные ученики присутствовали на занятиях с утра, а уже после обеда философа мог послушать любой желающий.

Своё дальнейшее развитие профессия учитель получила в Древнем Риме.

В период империи Римское государство стремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Римские школы ставили задачу — дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Преподаватели этих школ («грамматики» или «литераты»), как правило, были широкообразованными людьми, хорошо знавшими науки, но главное, много путешествовавшими и много видевшими, знавшими языки, культуру и обычаи разных народов.

В период раннего Средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. И образование подрастающего поколения происходило, как правило, при церквях и монастырях.

Учителями в таких школах обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии.

Как таковых уроков в средневековой школе не было. Отсутствовало также привычное нам сегодня деление на классы в соответствии с возрастом учеников с 1 по 11 класс.

Все ученики занимались с учителем одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать, четвёртые — писать, пятые — считать и так далее. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

Но церковные учителя не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях, и постепенно в городах начинают появляться светские школы, а затем и университеты.

В Европе появились первые регламентирующие деятельность учителя документы. Например, учителя экзаменовались в Государственном совете Кастилии (регион в Испании). Право экзаменовать учителей предоставлялось властям и специальным инспекторам, которые бы «ходили каждые четыре месяца и наблюдали за обучением детей и (преподаванием) грамоты в школах и следили бы за тем, чему учат. И если бы это их не удовлетворило, пусть бы они это прекратили и наложили штраф в шесть тысяч дукатов, чтобы больше не было такого обучения».

Та же грамота предписывала дать учителям значительные привилегии:

  • жалобы учителей рассматривать в первую очередь;
  • право иметь оружие для своей защиты;
  • запрет забирать в рекруты;
  • учителям, хорошо прослужившим в течение сорока лет, предоставлялись привилегии, которыми пользовались знатные люди.

Так, постепенно учителей появлялось всё больше и больше и в XVIII—XIX веках учитель как официально признанная профессия стала массовым явлением в Европе и во всём мире.

Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII—XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей, гувернёров, например, в России это были в основном иностранцы. Среди гувернёров было много немцев, англичан и итальянцев.

Кстати, в XIX — начале XX века жизнь учителей, особенно женского пола, была сильно регламентирована. И им нельзя было делать многое из того, что было позволено представителям других профессий.

Итак, если бы вы преподавали в школе в это время в США, то вам строго-настрого было бы запрещено:

  • посещать мороженщиков в центре города;
  • выезжать за пределы города без разрешения от председателей правления;
  • красить волосы;
  • одеваться в яркие цвета;
  • ездить в коляске или автомобиле с мужчиной, если он не приходится вам отцом или братом.

Может быть поэтому 5 октября 1966 на Международной конференцией ЮНЕСКО и Международной организацией труда была принята Рекомендация «О положении учителей» — это первый международный документ, определяющий условия труда учителей.

Кстати, именно 5 октября принято отмечать и Всемирный день учителя, который входит в систему всемирных и международных дней ООН.

Этот день призван привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителя, но иногда отмечается отдельный национальный День учителя в каждой отдельной стране.

Конечно, и сегодня, несмотря на то, что комендантский час для учителей отменён и принят не один международный и национальный документ о их правах, у них остаётся ещё очень много проблем и трудностей. Несмотря на то, что эта профессия, как и много веков назад, очень важна для общества и государства.

Учителя — это люди, которые по-настоящему любят свою работу. Ведь неслучайно принято говорить, что учитель — это не профессия, а призвание.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.